вторник, 28 апреля 2020 г.

Гензештрассе 4, Дюссельдорф-Урденбах.




Сегодня пришлось побродить по улице Гусей (Gänsestraße): что в Дюссельдорфе, точнее в его районе Урденбах.

Типичнейшая деревня, и как она оказалась в составе столичного города - непонятно. Хотя совершенно точно и ясно, что гуси являются неотъемлемой чертой Урденбаха, а уж на Гусиной улицу они просто заполоняют всё. Точнее, нет почти ни одного дома, где бы не были нарисованы или каким-то другим способом изображены эти весёлые по крупному летающие.

Меня же сегодня интересовал только один дом, отмеченный как достопримечательность и охраняемый законом объект под номером 4. Красивый старинный фахверк 1785 года рождения, очень ухоженный и распространяющий вокруг сельское благолепие. Да, к сожаления весенних цветов маловато, только на подоконниках, а в остальном — образец для подражания. Так и представляешь старинную сельскую идиллию, когда его жители в национальных немецких костюмах важно и величественно прогуливаются по улочке или умиротворённо восседают на скамейке под вишней.

СТОП! Перебор. Занесло. Дело в том, что этот дом НЕ НЕМЕЦКИЙ. Ну да, всё вроде бы внешне немецкое, включая фахверк, но по сути, это… еврейский дом. Ими он и был построен в 1785 году. Зажиточная была семья. Вы не забыли, чем занимались евреи по обретении Святой Земли Обетованной? Правильно, животноводством, пасли скот. Короче, они природные сельские жители. Ну, и любят всякие мудрёные размышления. 

Над входной дверью до сих пор сохранились вырезанные в бревне стихи и здесь я привожу собственный оригинальный перевод: «Мы здесь: конечно, пришельцы, посему строим мало, но основательно и с великим вкусом, поскольку нам суждено жить вечно». Как то так.

Жили, не тужили до временного пришествия придурошных нациков. Трудились, а всё, что производили, продавали в лавке здесь же, при доме. А производили, как вы поняли, мясо и делали из него вкуснейшие колбасы, иначе не построили бы основательный двухэтажный дом. Да вот только действительно оказались пришельцами. Как пришли, так и ушли, а может быть «их ушли». Кому-то стало от этого лучше? Сомневаюсь.

Побродите у дома, возможно найдёте на оконных рамах и другие остатки еврейской философии, говорят, что кое-гле кое-что сохранилось. Полюбопытствуйте.


Составил: Алексей Потупин, практикующий физико-географ и экскурсовод, эксперт дюссельдорфского Молодёжного Клуба РГО.
Портал ПАЛОМНИК